По данным Всемирной организации здравоохранения, людей с нарушением слуха сегодня во всем мире насчитывается более 500 миллионов, и каждый год их становится на 15—30% больше. Все чаще их ряды пополняют люди далеко не преклонного возраста, успешно работающие и делающие карьеру. Проблемы со слухом настигают их на самом взлете. Многие «ломаются», замыкаются в себе. А ведь практически всем им сегодня можно помочь.
По данным ВОЗ, около 10% всего населения земного шара имеют проблемы со слухом, затрудняющие общение. Нарушения слуха стремительно «молодеют». Проведенное в Швейцарии исследование показало, что 25—30% молодых людей в возрасте 18—20 лет хотя бы однажды-испытывали снижение слуха. Исследования в США выявили существенное снижение порога слуха у 8% американцев в возрасте до 18 лет. Не «отстаем» и мы. Недавно Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования провел обследование детей в Московской области. Почти у 7% выявлены нарушения слуха. И что интересно, ни мама, ни сам ребенок о них и не догадывались. В 75% случаев их причиной был экссудативный отит, вылечить который несложно. Но если этого не сделать вовремя, разовьется тугоухость — таков официальный диагноз.
— Тугоухость — дополнительное препятствие на пути человека к успеху, ведь привлекать внимание, завоевывать слушателей — это важнейшие задачи общения, без этого невозможно добиться желаемых результатов, — говорит Вернер Бютикофер, вице-президент Международной федерации людей с нарушениями слуха. Нарушение слуха оказывает влияние не только на самого человека. Дискомфорт испытывает и его окружение — родственники, друзья, знакомые, коллеги: Я не знаю ни одного человека с нарушением слуха, у которого не было бы проблем в семье или в сфере общения. Это затрагивает всех!
Слух обычно ухудшается постепенно и часто незаметно для самого человека. Компенсационные возможности организма, особенно молодого, столь велики, что многие поначалу даже привыкают к тугоухости, «сживаются» с ней. Они разрабатывают свои «приемчики», позволяющие преодолевать трудности в общении, что-то домысливают и додумывают. Часто делают это подсознательно. Но потом, когда болезнь прогрессирует, победить ее становится труднее. К сожалению, из каждых 10 больных, обратившихся к сурдологу, восемь страдают тяжелой степенью тугоухости. Помочь им значительно сложнее, ведь мозг, длительное время не получавший звуковой стимуляции, постепенно отвыкает отличать одни звуки от других.
Специалисты ВОЗ утверждают, что в настоящее время главным способом коррекции тугоухости является слухопротезирование.
Прочие виды лечения (консервативные или хирургические) могут помочь только одному больному из десяти.
У 90% потеря слуха может быть компенсирована с помощью слухового аппарата, правильно подобранного и точно настроенного в соответствии с индивидуальными особенностями снижения слуха.
— Громоздкие слуховые устройства безвозвратно ушли в прошлое, — рассказывает Михаил Канафьев, начальник отдела слухопротезирования при Республиканской клинической больнице. — Современные слуховые аппараты имеют малообщего со своими предшественниками даже 8—10-летней давности и по дизайну, и прежде всего по возможностям. Цифровые аппараты — это настоящее чудо современной микроэлектроники. Их «мозг» — крошечный чип, который по своим возможностям не уступает компьютерным процессорам последнего поколения. В них реализованы сложнейшие алгоритмы обработки звука, позволяющие эффективно решать практически все проблемы, с которыми сталкивается человек с нарушением слуха в повседневной жизни. Их звучание настоль ко естественное что пациенты порой «жалуются», что забывают о том, что носят слуховой аппарат.
Но подобрать и настроить слуховой аппарат можно только в специализированных центрах. Сначала проводится исследование слуха — тональная аудиометрия, в ходе которой пациент распознает звуковые сигналы разной частоты и громкости. По ее результатам затем подбирают и настраивают слуховой аппарат. Это сложная и индивидуальная работа, и проводит ее слухопротезист — профессионал, работающий на стыке сразу нескольких дисциплин — медицины, акустики, химии, микроэлектроники и психологии.
Первая настройка слухового аппарата всегда предварительная, — рассказывает Михаил Канафьев. — Она редко бывает окончательной. Человек должен привыкнуть к аппарату. Тонкую настройку мы проводим через некоторое время, и людям приходится порой посетить слухопротезиста несколько раз, прежде чем мы добьемся оптимальных результатов. Настройка аппарата и адаптация к нему—процесс непростой. Его успех обусловлен не только профессионализмом и опытом специалиста. Многое зависит от самого человека — его заинтересованности, терпения, готовности к сотрудничеству.
Кроме того, современные слуховые аппараты весьма миниатюрны. Они незаметно размещаются за ухом (заушные модели) или прямо в ухе (внутриушные). Самые крошечные из них, так называемые внутриканальные аппараты, — полностью прячутся в слуховом проходе и совершенно невидимы постороннему взгляду. А значит, решают одну из главных психологических проблем, связанных со слухопротезированием, — не привлекают внимания окружающих.