Причины снижения слуха и методы выявления

О слухе. Причины снижения слуха и методы выявления

Предлагаем Вашему вниманию серию статей о слухе, его функционировании и нарушениях, а также о современных возможностях его коррекции и новейших технологиях слухопротезирования.

Начинаем публикацию статей, посвященных проблемам нарушения слуха, а также возможным способам помощи людям, страдающим различными видами заболеваний органа слуха. В последнее время в результате развития медицины, науки и техники появилось много новых возможностей для более раннего выявления этих нарушений и лучшей их коррекции. Цель публикаций - помочь людям с нарушенным слухом ориентироваться в мире современных технологий, разъяснить некоторые понятия и термины, принятые среди специалистов, занимающихся заболеваниями органа слуха.

В этой статье рассматривается механизм работы органа слуха, а также возможные причины снижения слуха и методы выявления этих причин.

 

Что такое слух?

Ухо состоит из трех частей:

  • Наружное ухо, состоящее из ушной раковины и наружного слухового прохода
  • Среднее ухо, включающее барабанную перепонку и слуховые косточки
  • Внутреннее ухо, представленное улиткой - полой, спирально закрученной трубкой; она заполнена так называемыми жидкостями внутреннего уха и связана со слуховым нервом.

 

  1. Ушная раковина
  2. Барабанная перепонка
  3. Косточки среднего уха (молоточек, наковальня, стремечко)
  4. Улитка
  5. Слуховой нерв

 

Звуковые колебания представляют собой механические колебания молекул воздуха. Звуковые волны, подобно волнам в воде, возникают и распространяются в разные стороны от предмета, их вызвавшего - например, вращающихся лопастей вентилятора или динамика телевизора. Они улавливаются ушной раковиной. Ее сложная форма обеспечивает дополнительное усиление звуковых волн, особенно звуков речи. Через наружный слуховой проход звуки подаются на барабанную перепонку, расположенную в конце слухового прохода и отделяющую его от среднего уха.

Энергия звуковой волны вызывает механические колебания барабанной перепонки, которые передаются на подвижную систему косточек, находящихся в среднем ухе. Эта система состоит из молоточка, наковальни и стремечка, соединенного с улиткой внутреннего уха. Такая система рычагов нужна для усиления колебаний барабанной перепонки. Движения стремечка вызывают волнообразные колебания жидкости внутреннего уха.

Эти волны, в свою очередь, улавливаются так называемыми волосковыми клетками, расположенными вдоль всей длины улитки, и преобразуются в электрические импульсы. Далее эти электрические импульсы передаются по слуховому нерву в головной мозг. Таким образом, функцией внутреннего уха является преобразование механических колебаний в электрические, так как мозг может воспринимать только электрические сигналы.

Как мозг различает звуки? Слуховой нерв состоит из тысяч тончайших нервных волокон. Каждое волокно начинается от определенного участка улитки и передает определенную звуковую частоту. Низкочастотные звуки - например, шум машины или поезда, передаются по волокнам, исходящим из верхушки улитки, а высокочастотные - например, щебет птиц, - по волокнам, связанным с ее основанием. Таким образом, различные звуки вызывают электрическое возбуждение различных волокон в составе слухового нерва. Именно эти различия способен воспринимать и интерпретировать мозг.

Но различать звуки - это еще не все. Надо понимать их смысл. Строение внутреннего уха само по себе способствует выделению значимых звуков из бесполезного шума. Мозг использует свою память и опыт для "осмысления" услышанного прямо в процессе восприятия звука. Так ребенок грудного возраста, используя весь свой небольшой опыт, способен узнавать голоса матери и отца и отличать их друг от друга, еще не понимая произносимых слов.

 

Методы диагностики нарушений слуха

Существуют следующие методы диагностики слуха:

  • Аудиометрия - наиболее простое и доступное исследование, с помощью которого оценивается величина снижения слуха. Используется тональная и речевая аудиометрия. При тональной аудиометрии каждая частота исследуется в отдельности при помощи звуков различной громкости. Обычно человек способен воспринимать звуки частотой от 20 до 20000 Гц. Для понимания речи достаточно слышать звуки в диапазоне от 200 до 6000 Гц. Речевая аудиометрия позволяет определить процент слов, которые может разобрать человек, при различной громкости их воспроизведения.
  • Импедансометрия (тимпанометрия) позволяет определить нарушения в среднем ухе. Этим методом оценивается подвижность барабанной перепонки и исключается наличие жидкости в среднем ухе.
  • Отоакустическая эмиссия позволяет оценить состояние волосковых клеток, то есть диагностирует функцию улитки внутреннего уха.
  • Регистрация вызванных электрических потенциалов головного мозга позволяет определить наличие поражений слухового нерва или головного мозга. Метод заключается в измерении электрической активности головного мозга в ответ на звуковые сигналы.

Последние три метода являются объективными и могут использоваться для диагностики нарушений слуха даже и у новорожденных детей.

 

Типы потери слуха

Снижение слуха на медицинском языке называется тугоухостью.

Тугоухость, вызываемая препятствиями на пути усиления звуков, называется кондуктивной. Она возникает:

  • на уровне наружного уха (серная пробка, пороки развития наружного уха);
  • на уровне среднего уха (отверстия и повреждения барабанной перепонки; повреждение слуховых косточек; отосклероз, нарушающий подвижность слуховых косточек).

Такая тугоухость обычно исправляется хирургическим путем. В редких случаях необходимо дополнительное назначение очень простого слухового аппарата - он должен просто усиливать звуки.

Тугоухость, связанная с нарушением преобразования механических колебаний в электрические импульсы, называется сенсоневральной. Для данного типа тугоухости характерно не только снижение звуковосприятия, но и его искажения. При этом

  • снижается болевой порог; звуки интенсивностью чуть громче порога слышимости становятся непереносимыми, тогда как для нормально слышащих людей болевой порог составляет около 100 дБ;
  • затрудняется восприятие речи на фоне шума.

 

Причинами сенсоневральной тугоухости являются:

  • неврит (опоясывающий лишай, эпидемический паротит и т. д.);
  • повышение давления жидкостей внутреннего уха (болезнь Меньера);
  • возрастное снижение слуха (пресбиакузис);
  • патология слухового нерва.

Сенсоневральную тугоухость нельзя излечить хирургическим путем. Электронные схемы назначаемых слуховых аппаратов должны быть более сложными для того чтобы скорректировать индивидуальные особенности слуха конкретного пациента, характерные для данного вида тугоухости.

 

Смешанная тугоухость представляет собой сочетание двух вышеупомянутых типов нарушения слуха, то есть комбинацию кондуктивной тугоухости с поражением внутреннего уха. Основные причины этого вида нарушения слуха:

  • инфицирование улитки при хроническом воспалении уха;
  • наслоение возрастных факторов на неоперированный отосклероз.

Таким больным следует назначать те же слуховые аппараты, что и при сенсоневральной тугоухости.

Редко встречающаяся полная глухота является результатом двустороннего разрушения воспринимающих звук клеток улитки, а иногда и слухового нерва. В таких случаях для восстановления слуха необходима электрическая стимуляция слухового нерва или слуховых центров мозга. При этом используются очень сложные устройства - кохлеарные или стволомозговые импланты. Путем операции внутрь костей черепа вставляют тончайший провод - электрод, и подают электрические импульсы сразу на слуховой нерв. Данный метод коррекции требует длительной и сложной реабилитации.

Снижение слуха в подавляющем большинстве случаев может быть компенсировано с помощью слухового аппарата. В следующих статьях мы подробно рассмотрим устройство и принципы работы слуховых аппаратов, их типы и показания к применению.

Написать нам